сайт воспитателя Абдуловой Джюме

Самообразование «Значение книги в дошкольном возрасте»

 -2-

Самообразование по теме: «Значение книги в дошкольном возрасте»

Пояснительная записка Возраст от 4 до 5 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, родного языка. Важнейшим  источником  развития выразительности детской речи являются произведения  устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, заклички, потешки, прибаутки, песенки, скороговорки, пословицы, поговорки, считалки, колыбельные).

Актуальность выбранной темы Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умение чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка.

Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи  детей дошкольного возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников.

Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд  на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.

Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности; объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора, развить творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе устного народного творчества.

Задачи:

1. Гармонично развивать природные способности детей средствами театральной деятельности.

2.  Развивать театральную деятельность.

3.  Овладеть навыками общения и коллективного творчества.

4.  Формировать первоначальные представления о средствах  актерской выразительности и базовые знания о театральном искусстве.

Планируемый результат:

1. У детей  сформированы первоначальные представления о средствах актерской выразительности и базовые знания о театральном искусстве.

2.  Дети готовы к творческой деятельности в любой образовательной области.

 

-4-

1.Изучение методической литературы:

1.1 Ознакомление с новыми нормативными документами по вопросам дошкольного воспитания (см.приложение 1.1)

 

1.2 Изучение учебной и научно-методической литературы (ознакомление с примерными программами с учетом внедрения ФГОС, статьями и комментариями по данной теме в сети интернет)

 

1.3 Ознакомление с новыми достижениями педагогики, детской психологии, анатомии, физиологии (в сети интернет, периодической печати, журналах)

 

1.4 Изучение новых программ и педагогических технологий («От рождения до школы», «Из детства в отрочество», «Развитие», «Радуга»)

 

1.5 Ознакомление с передовой практикой дошкольных учреждений (сайт «Дошкольное образование», районные семинары, открытые просмотры, общение с коллегами других садов)

 

1.6 Повышение общекультурного уровня литературы по теме самообразования (см. приложение 1.6)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- 5 -

2. Участие в мероприятиях посвященных теме самообразования

Проведение открытого занятия по ФЭМП «Путешествие Колобка»

• публикация материала и презентации «Путешествие Колобка

• «Контрольно-итоговое НОД «Дикие животные» успешно прошла проверку и была допущена Экспертным Советом к опубликованию на портале в разделе «Работа с дошкольниками». Экспертным Советом принято положительное решение о выдаче  СЕРТИФИКАТА участника Всероссийского интернет-проекта «Педагогический опыт. Инновации, технологии, разработки», подтверждающего факт Вашего участия во Всероссийском интернет-проекте и  публикацию на Всероссийском педагогическом портале МЕТОДКАБИНЕТ. РФ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-6-

Список использованной литературы:

1.Тимофеева И.Н.  Сто книг вашему ребенку: Беседы для родителей /М.: Книга, 1987. – 255 с.

2.Толстой Л.Н. Детям: Рассказы, басни, сказки, былины/Л.Н.Толстой. – М.: ООО «Астрель», 2002 г. – 192 с.: илл.

3. «Здравствуй, племя младое, незнакомое»: Беседы о русской литературе/Баранова М.А., Линкова И.Я, Фадеева Е.И. – М.: Книга, 1984. – 111 с.

4.http://vospitatel.com.ua/

5.http://doshvozrast.ru/konspekt/konspekt.htm

6.http://moi-detsad.ru/zanatia-19.html

-7-

Приложение

1.1 Управление ДОУ в свете требования  ФГОС

«Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования разрабатывается впервые в Российской истории в соответствии с требованиями вступающего в силу 01.09.2013г. Федерального закона «Об образовании Российской Федерации». Стандарт разработан на основе Конвенции ООН «О правах ребенка», Конституции РФ, Законодательства РФ и обеспечивает возможность учета региональных, национальных особенностей народов РФ.

Ставиться новая цель в образовании: воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России. Миссия дошкольного образования: становление и развитие личности в ее индивидуальности, уникальности, неповторимости. Стандарт должен нормативно обеспечить гарантии равенства - возможностей для каждого ребенка в получении дошкольного образования

Выделяются следующие направления:

-формирование учредителем государственного (муниципального задания в отношении МДОУ);

-подготовка, профессиональная переподготовка, повышение квалификации и аттестации педагогов, административно-управленческого персонала.

В детском саду созданы  условия для реализации Стандарта:

1. Кадровое обеспечение

2. Финансовое обеспечение

3. Предметно-развивающая среда

Кадровому обеспечению отводится основное место.Педагогический коллектив нашего детского сада состоит из13 педагогов. Это воспитатели, инструктор по физической культуре, учитель-логопед, музыкальный руководитель. Средний возраст педагогов 35 лет. Повышение квалификации педагоги проходят в ГАОУ ДПО.

Предметно развивающая среда в дошкольном учреждении должна создаваться как зона ближайшего развития ребенка для успешной его социализации.

ФГОС дошкольного образования  решает следующие цели:

- обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования; 

-8-

- обеспечение государственных гарантий уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ, их структуре и результатам их освоения;

- сохранение единства образовательного пространства Российской  Федерации относительно уровня дошкольного образования.

Основные принципы ФГОС:

- сохранения уникальности и самоценности дошкольного детства как  важного этапа в общем развитии человека;

- создания благоприятной социальной ситуации развития каждого ребёнка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями  и склонностями;

- содействия и сотрудничества детей и взрослых в процессе развития детей и их взаимодействия с людьми, культурой и окружающим миром;

-  приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

-  формирования познавательных интересов и познавательных действий ребёнка через его включение в различные виды деятельности.

При работе с детьми по ФГОС должна быть учтена  возможность освоения воспитанниками Программы на разных этапах её  реализации.  В ДОУ решаются задачи: охраны и укрепления физического и психического здоровья детей (в  том числе их эмоционального благополучия); формирования общей культуры эстетических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности; формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным и индивидуальным особенностям детей; обеспечения равных возможностей полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства.  Разработанная  образовательная Программа должна быть направлена на создание условий социальной ситуации развития дошкольников, открывающей возможности позитивной социализации ребёнка, его всестороннего личностного морально - нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих  способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности (игры, изобразительной деятельности, конструирования, восприятия сказки и др.), сотрудничества со взрослыми и сверстниками в зоне его ближайшего развития.

Образовательная Программа  охватывает следующие  образовательные области: коммуникативно-личностное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие. 

Решение задач развития детей в пяти образовательных областях направлено на приобретение опыта в следующих видах деятельности:

Двигательной, в том числе в основных движениях (ходьбе, беге, прыжках, лазанье и др.), а также при катании на самокате, санках, велосипеде, ходьбе на лыжах, в спортивных играх.

-9-

В ДОУ имеется оборудованный физкультурный зал, тренажерный зал, спортивная площадка, в группах имеются физкультурные уголки.

Игровой, в ДОУ созданы игровые уголки, театральные в которых находится разнообразное оборудование для сюжетно – ролевой и режиссерской игры.

Коммуникативной деятельности (конструктивного общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками, устной речью как основным средством общения);

Познавательно-исследовательской деятельности (созданы книжные уголки, уголки экспериментирования, мини - музеи).

Восприятия художественной литературы и фольклора;

Элементарной трудовой деятельности (самообслуживания, бытового труда, труда в природе);

Конструирования из различных материалов (строительного материала, конструкторов, модулей, бумаги, природного материала и т.д.);

Изобразительной деятельности (рисования, лепки, аппликации);

Музыкальной деятельности (пения, музыкально-ритмических движений, игры на детских музыкальных инструментах).

ДОУ оснащено средствами обучения (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходными, игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарём. Задачи развития реализуется в течение всего времени пребывания воспитанников в нашем детском саду. Результатом реализации  становится создание, социальной ситуации развития педагогов  и воспитанников включая создание предметно развивающей  среды, которая: гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья воспитанников, обеспечивает эмоциональное и морально-нравственное благополучие  воспитанников,  способствует профессиональному развитию педагогических работников,  создаёт условия для развития детей дошкольного возраста. Только квалифицированные педагоги смогут реализовать образовательный стандарт. Педагоги нашего детского сада  принимают участие в различных конкурсах, открытых мероприятиях. Мы гордимся своими воспитанниками. Они участвуют в различных конкурсах и  мероприятиях и занимают призовые места.Стандарт выделяет такую компетенцию - как открытый характер образовательного процесса, на основе сотрудничества с семьями воспитанников, то есть  родителями и законными представителями. Создан  официальный сайт детского сада, где можно получить любую информацию  о работе нашего детского сада. Таким образом,  в нашем детском саду  созданы: психолого-педагогические, кадровые, финансовые, материально-технические условия,  и  реализация ФГОС думаем, что будет проходить успешно.

1.1 10 июля 1992 года N 3266-1

-10-

Российская федерация Закон «Об Образовании»

(в ред. Федеральных законов от 13.01.1996 N 12-ФЗ,

от 16.11.1997 N 144-ФЗ, от 20.07.2000 N 102-ФЗ,

от 07.08.2000 N 122-ФЗ, от 13.02.2002 N 20-ФЗ,

от 21.03.2002 N 31-ФЗ, от 25.06.2002 N 71-ФЗ,

от 25.07.2002 N 112-ФЗ, от 10.01.2003 N 11-ФЗ,

от 07.07.2003 N 123-ФЗ, от 08.12.2003 N 169-ФЗ,

от 05.03.2004 N 9-ФЗ, от 30.06.2004 N 61-ФЗ,

от 20.07.2004 N 68-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. 29.12.2004),

от 29.12.2004 N 199-ФЗ, от 09.05.2005 N 45-ФЗ,

от 18.07.2005 N 92-ФЗ, от 21.07.2005 N 100-ФЗ,

от 31.12.2005 N 199-ФЗ, от 16.03.2006 N 42-ФЗ,

от 06.07.2006 N 104-ФЗ, от 03.11.2006 N 175-ФЗ,

от 05.12.2006 N 207-ФЗ, от 28.12.2006 N 242-ФЗ,

от 29.12.2006 N 258-ФЗ (ред. 01.12.2007), от 06.01.2007 N 1-ФЗ,

от 05.02.2007 N 13-ФЗ, от 09.02.2007 N 17-ФЗ,

от 20.04.2007 N 56-ФЗ, от 26.06.2007 N 118-ФЗ,

от 30.06.2007 N 120-ФЗ, от 21.07.2007 N 194-ФЗ,

от 18.10.2007 N 230-ФЗ, от 24.10.2007 N 232-ФЗ,

от 01.12.2007 N 307-ФЗ, от 01.12.2007 N 308-ФЗ,

от 01.12.2007 N 309-ФЗ, от 01.12.2007 N 313-ФЗ,

от 28.02.2008 N 14-ФЗ, от 24.04.2008 N 50-ФЗ,

от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 27.10.2008 N 180-ФЗ,

от 25.12.2008 N 281-ФЗ, от 25.12.2008 N 286-ФЗ,

от 10.02.2009 N 18-ФЗ, от 13.02.2009 N 19-ФЗ,

от 17.07.2009 N 148-ФЗ, от 10.11.2009 N 260-ФЗ,

от 17.12.2009 N 321-ФЗ, от 21.12.2009 N 329-ФЗ,

от 27.12.2009 N 365-ФЗ, от 27.12.2009 N 374-ФЗ,

от 08.05.2010 N 83-ФЗ, от 17.06.2010 N 121-ФЗ,

от 27.07.2010 N 215-ФЗ, от 28.09.2010 N 243-ФЗ,

от 08.11.2010 N 293-ФЗ, от 08.12.2010 N 337-ФЗ,

от 28.12.2010 N 428-ФЗ, от 29.12.2010 N 439-ФЗ,

от 02.02.2011 N 2-ФЗ,

с изм., внесенными Постановлением Конституционного Суда РФ

от 24.10.2000 N 13-П, Федеральными законами

от 27.12.2000 N 150-ФЗ, от 30.12.2001 N 194-ФЗ,

от 24.12.2002 N 176-ФЗ, от 23.12.2003 N 186-ФЗ,

от 17.12.2009 N 313-ФЗ)

Под образованием в настоящем Законе понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов).

Под получением гражданином (обучающимся) образования понимается достижение и подтверждение им определенного образовательного ценза, которое удостоверяется соответствующим документом.

Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание:

Пояснительная записка

Вступление: «Чудо, имя которому – детская книга».

Как правильно выбрать книгу для ребенка и культура чтения.

Роль детской литературы в воспитании детей.

Основное воспитательное значение сказки и фантазии.

Особенности детской речи. Подражание и словотворчество.

Роль игровых стихов в творчестве ребенка.

Заключение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вступление:

Воспитание - великое дело! им решается участь человека.

Все говорят о важном влиянии воспитания на судьбу человека, на его отношение к государству, к ближним и к самому себе.

В детях, с самых ранних лет, должно развивать чувство изящного, как один из первейших элементов человечности, эстетическое чувство, которое есть источник всего прекрасного, великого, потому что человек лишенный эстетического чувства стоит на степени животного.

Чудо, имя которому – детская книга:

Детские книги - сокровища духовного богатства людей, самое ценное, что создал человек на пути к прогрессу; в нем выражены чувства, эмоции, переживания людей. Детская литература является средством воспитания, формирования личности ребенка.

Тяга к книге появляется у детей, как правило, в раннем детстве. Почему это происходит?

Может быть, интерес к книге возникает потому, что она дает возможность действовать и пальчиками, и ушками, и глазками, и язычку; доставляет удовольствие и при рассматривании, и при перелистывании, и при слушании.

Книга - величина постоянная. Ребенок – переменная. Малыш берет книгу в руки в любое время – а она все этажа. Происходит самопроверка, самоутверждение. Дети же меняются не только ежегодно, но и ежечасно – разные настроения и состояния, и вот уже «постоянная величина» открывается им по-новому.

Радость открытия! Но у каждого ребенка есть в любимой книге и свой «стоп-кадр» - желание еще и еще раз услышать именно этот кусочек текста, рассмотреть именно эту картинку.

Книга удовлетворяет две одновременно существующие в ребенке потребности: к неизменному, стабильному и к новому, незнакомому. 

Книга – это и возможность общения с взрослыми. Через их речь, интонацию воспринимаются сюжет, характеры, настроения. Можно вместе переживать, веселиться и быть надежно защищенными от злого и страшного.

Наверное, есть немало других причин, объясняющих любовь малышей к чуду, имя которому – детская книга. Ее тайна остается с человеком на всю жизнь. И в любом возрасте при встрече с книжкой своего детства нас охватывает радостное, трепетное чувство.

«Ах, какие это были книги! У них было не только содержание, у них были и внешность, и запах, и вкус – незабываемые… », - пишет Т. Тэффи в рассказе «Книги».

По мере взросления ребенка меняются способы работы с книгой, приобретаются определенные навыки: рассматривание, слушание, перелистывание, «чтение», «лопотание», воспроизведение ранее услышанного текста в соответствии с иллюстрацией, фантазии на темы рисунков.

Все это складывается в копилку, необходимую будущему читателю. Но, чтобы появился Читатель, способный на сотворчество с писателем и иллюстратором, необходима тактичная помощь чуткого взрослого.

Как правильно выбрать книгу для ребенка и культура чтения:

“Книга есть жизнь нашего времени и в ней все нуждаются... и дети - так же. Все дело в выборе книг для них, и мы первые согласны, что читать дурно выбранные книги, для них хуже и вреднее, чем ничего не читать. ”

Л.Н.Толстой

Книги для детей должны быть источником высоко - художественного, эстетического, нравственного воспитания.

Книги бывают разные по содержанию и по оформлению. Есть книги познавательного характера - энциклопедии, словари; развивающие – книги математического содержания, на развитие мышления и других познавательных процессов. Самая первая и важная в жизни ребенка - это устное народное творчество, поэзия для детей, сказки, стихи, художественная литература – рассказы и повести.

Книга должна быть интересной, познавательной, красочно оформленной, соответствовать возрастным особенностям ребенка. Она должна быть понятна и не перегружена незнакомыми, непонятными ребенку словами. Именно в этом должна заключаться особенность языка детских книг.


“Детские книги должны отличаться особенною легкостью, чистотою и правильностью языка …»

  К. И. Чуковский.


Особое внимание следует обратить на оформление книги и иллюстрации в ней. Книга без иллюстраций будет не интересна любому ребенку. Чем младше ребенок, тем ярче и красочнее должны быть рисунки в книге. Благодаря иллюстрациям, ребенок лучше поймет содержание и получит более полное представление об окружающем мире. Если это сказка, то с помощью иллюстраций ребенок научится рассказывать ее сам.

 Очень важным моментом является и то, как вы представите ребенку эту книгу, заинтересуете его. Важным воспитательным моментом является обсуждение того, где книга будет храниться и как нужно обращаться с ней. Любить книгу, не рисовать в ней и не вырывать страницы. Книга – наш друг и ее нужно беречь.


Роль детской литературы в воспитании детей:

Книги должны входить в план воспитания как одна из важнейших его сторон.

Целью детских книжек должно быть не столько занятие детей каким - нибудь делом, не столько предохранение их от дурных привычек и дурного направления, сколько развитие данных им от природы элементов человеческого духа, - развитие чувства любви, и чувства бесконечного.

Прямое и непосредственное действие таких книжек должно быть обращено на чувства детей, а не на их рассудок.

Прямое и непосредственное действие таких книжек должно быть обращено на чувство детей, а и на их рассудок, а такими сказками можно так же назвать сказки: связь с жизнью, непременная художественность, “глубина” и гуманность идей, целомудренность содержания, простота и, наконец, “истинная народность ”.

Чувство предшествует знанию. Детские книжки должны показать им, что мир и жизнь прекрасны, так как они суть истины.  Кто не почувствовал истины, тот и не понял и не узнал ее.

Преимущественное развитие чувства дает им полноту, гармонию и поэзию жизни.

И все это детские книжки должны передавать своим маленьким читателям в повествованиях и картинах, полных жизни и движения, проникнутых одушевлением, согретых теплотою чувства, написанных языком легким, свободным, игривым, цветущим в самой простоте своей, и тогда они могут служить одним из самых прочных оснований и самых действенных средств для воспитания.


Основное воспитательное значение сказки и фантазии:

Дитя не требует выводов, доказательств и логической последовательности: ему нужны образы, краски и звуки.

Дитя не любит идей: ему нужны истории, повести, сказки, рассказы. И посмотрите, как сильно у детей стремление ко всему фантастическому, как жадно слушают они рассказы о привидениях, волшебствах.

Что это показывает? - потребность бесконечного, начало чувства поэзии, которые находят для себя удовлетворение пока еще только в одном чрезвычайном, отличающемся неопределенностью идей и яркостью красок.


Детям необходимо развивать фантазию при помощи чтения сказок,
фантазия есть природная сила в человеке, тем более во всяком ребенке, у которого она, с самых малых лет, преимущественно перед всеми другими способностями развита и требует утоления.
Лишенный Незнайки, Гулливера, Конька - горбунка, ребенок бессознательно компенсирует себя множеством самоделковых сказок.

Без фантазии и в физике, и в химии будет полный застой, т. к. создание новых гипотез, придумывание новых приборов, догадки о новых химических соединениях - все это продукты фантазии.

До семи - восьмилетнего возраста сказка для каждого ребенка есть самая здоровая пища - не лакомство, а насущный и очень питательный хлеб.
Сказка нужна ребенку для того, чтобы возможно полнее, пышнее, богаче пережить этот полезнейший для его психического развития период.
Необходимо использовать тяготение ребенка к сказке, чтобы развить, укрепить, обогатить и направить их способность к творческой мечте и фантастике. Тем, кто фантазирует, принадлежит будущее.

Теперь уже считается общепринятой истинной, что сказка совершенствует, обогащает и гуманизирует детскую психику, так как слушающий сказку ребенок чувствует себя ее активным участником и всегда отождествляет себя с теми из ее персонажей, кто борется за справедливость, добро и свободу.

В этом  деятельном сочувствии малых детей благородным и мужественным героям литературного вымысла и заключается основное воспитательное значение сказки.

Цель сказочников заключается в том, чтобы какою угодно ценою воспитать в ребенке человечность - эту дивную способность человека волноваться чужими несчастьями, радоваться радостями другого, переживать чужую судьбу, как свою.

Наша задача заключается в том, чтобы пробудить, воспитать, укрепить в восприимчивой детской душе эту драгоценную способность сопереживать, сострадать, и сорадоваться, без которой человек - не человек.

Только эта способность, привитая с самого раннего детства и доведенная в процессе развития до высочайшего уровня, создавала и будет впредь создавать Бестужевых, Пироговых, Некрасовых, Чеховых, Горьких …

 

 

 

 

Особенности детской речи. Подражание и словотворчество:

 

Каждый маленький ребенок есть величайший труженик нашей планеты.

Достаточно приглядеться, возможно, внимательнее, к сложной системе тех методов, при помощи которых ему удается в такое изумительно короткое время овладеть своим родным языком, всеми оттенками его причудливых форм. Хотя это овладение речью происходит под непосредственным воздействием взрослых, все же оно кажется одним из величайших чудес детской психической жизни.

Ребенок всего за три года - от двух до пяти лет осваивает основные богатства родного языка. И осваивает не как прилежный зубрила, а как поэт.

У двух летних и трех летних детей такое чутье языка, что создаваемые ими слова отнюдь не кажутся калеками и уродами речи, а, напротив, очень метки, изящны, естественны: “сердитки” - морщинки, “духлая” - пахнет духами, “всехный” - всеобщий.

Сплошь и рядом случается, что ребенок изобретает слова, которые уже есть в языке, но неизвестны ни ему, ни окружающим ( обутка, одетка ). Ребенок порою самостоятельно приходит к тем формам, которые создавались народом в течении многих веков ( “льзя” - можно, “удобриться” - смягчиться, “людь” - человек )

Чудесно овладевает детский ум методами, приемами, формами народного словотворчества: они могли бы быть и только случайно их нет. Даже те детские слова, которых нет в языке, кажутся почти, существующими. Ребенок создал их лишь потому, что не знал наших взрослых слов. Ребенок называет лошадку -“лошада” так как лошадь для ребенка огромна и может ли он звать ее уменьшительным именем? Подушка для него - “подуха ”, одуванчик - “одуван ”.

- Когда трех летняя Нина впервые увидела в саду червяка, она зашептала в испуге:

- Мама, мама, какой ползук! - Неосознанное мастерство.

Такое неосознанное словесное творчество - один из самых изумительных феноменов детства. Сам того не подозревая, он направляет все свои усилия к тому, чтобы путем аналогий усвоить созданное многими поколениями взрослых языковое богатство.


С двух лет всякий ребенок становиться на короткое время гениальным лингвистом, а к пяти - шести годам эту гениальность утрачивает, так как к этому возрасту ребенок уже полностью овладел основными принципами родного языка.

Когда мы говорим о творческой силе ребенка, о его чуткости, о его речевой гениальности, мы не должны забывать, что общей основой всех названных качеств является подражание, так как всякое новое слово, создаваемое ребенком, твориться им в соответствии с нормами, которые даны ему взрослыми


Ребенок, который живет среди взрослых и постоянно присутствует при их разговорах, то и дело слышит такие слова, смысл которых ему непонятен. Часто он пытается осмыслить их сам, не обращаясь за объяснением к старшим, вполне уверенный, что эта задача не представит для него особенных трудностей.

Он решает ее “по вдохновению ”, внезапно, не обладая для этого никакими другими ресурсами, кроме сильнейшего языкового чутья, и немудрено, что, пытаясь самостоятельно добраться до смысла непонятных речений, он принужден прибегать к самым фантастическим выдумкам.


Слово часто имеет в сознании ребенка такой же конкретный характер, как и та вещь, которую он обозначает.

Оно, так сказать, отождествляется с вещью. Всякие кикиморы, буки, которыми взрослые пугают ребенка, именно потому и страшны для него, что в уме его имена этих свирепых чудовищ сливаются с самими чудовищами.

С точки зрения фонетики ребенок добирается до правильного произношения слов столь же сложным, извилистым путем, каким он приходит к их нормативной конструкции например: Кооператив: пиф – капиф - копатиф.
 

Роль игровых стихов в творчестве ребенка:

“Путаницы” не только не мешают ребенку ориентироваться в окружающем мире, но, напротив, укрепляют в нем чувство реальности и что именно в интересах реалистического воспитания детей следует культивировать в детской среде такие стихи. Ибо так уж устроен ребенок, что в первые годы его бытия мы можем насаждать в его душе реализм не только путем ознакомления с окружающим миром, но чаще и успешнее всего именно при посредстве фантастики.

- жабы по небу летают - рыбы по полю гуляют.

Все нелепицы ощущаются ребенком именно как нелепицы. Он ни на минуту не верит в их подлинность. Навязывание предметам несвойственных им функций и признаков увлекает его как забава. В русских малых фольклорных жанрах эта забава нередко принимает характер игры в обмолвку:

- Полтора молока чистого кувшина - Глядь, из - под собаки лают ворота.
Существует немало детских стихов, которые являются продуктами игры, но эти стишки - перевертыши и сами по себе есть игра, игра мыслительная, игра ума.
- Наденем фуражку на ноги, а сандалии на голову.

- Возьмем дверь и откроем ключ.


Это проявление детского юмора и в то же время познавательное отношение к миру.

Это стремление создавать перевертыши - у здорового ребенка на каждом шагу. Жажда играть в перевертыши присуща чуть ли не каждому ребенку на определенном этапе его умственной жизни.

В основе этих причуд не юмористическое, а познавательное отношение к миру. Ибо давно уже считается  общепринятой истиной, что именно по средствам игры ребенок овладевает огромным количеством знаний и навыков, нужных ему для ориентации в жизни.

Играть в детстве - то же, что накапливать опыт, а этот накопленный опыт порождает новые знания, чувства, желания, поступки и новые способности.

Педагогическая ценность перевертышей очевидна: за каждым “не так” ребенок живо ощущает “так ”, всякое отступление от нормы сильнее укрепляет ребенка в норме, и он еще выше оценивает свою твердую ориентацию в мире.

Воспитать в ребенке юмор - драгоценное качество, которое, когда ребенок подрастает, увеличит его сопротивление всякой неблагоприятной среде и поставит его высоко над мелочами и дрязгами.

У ребенка вообще есть великая потребность смеяться. Дать ему добротный материал для удовлетворения этой потребности - одна из непосредственных задач воспитания.

Детское стихотворчество - признак избытка играющих сил. Оно явление такого же порядка, как кувыркание или махание руками.

- Я не танк волоку, я в галопию скаку!

До четырехлетнего возраста ребенок был и поэт, и певец, и плясун одновременно, а теперь стихотворство становиться для него самостоятельной деятельностью, отдельной от всякого другого искусства.

На шестом или чаще всего на седьмом году жизни они понемногу переходят от эмоциональных выкриков к чисто литературным стихам:

Лежит рядочком с брюквой

и кажется, вот - вот

от счастья громко хрюкнет

и хвостиком махнет.


Стихи для детей - норма человеческой речи, естественное выражение их чувств и мыслей.

Прекрасные  стихи русских поэтов – чистый родник нашего родного языка, вечно живой поэзии и откуда, как не из него черпать младому поколению искусство грамотной речи.

Постепенное и неторопливое знакомство ребенка с поэзией, способствует появлению у него любимых стихов, строчек и образных выражений. Дети лучше почувствуют настроение поэта и ярче представят нарисованную им картину, если читать стихи о природе на лоне природы.

Ну, а живопись стихов дети увидят лучше, если после чтения попросить их выбрать цвета карандашей для своего рисунка.

Когда знакомят ребенка с басней, необходимо обязательно объяснять особенность этого жанра. Усвоению смысла басен очень помогает их драматизация или чтение по ролям. Крыловские образы, постепенно накопленные в сознании ребенка, используются им для оценки поступков.

Очень важно помнить, что каждая прочитанная книга – это ступенька вверх в развитии ребенка.

 

Заключение:

«Истинно глаголю вам: дано печатному слову пребыть не только во времени, но и над временем».

Н.С. Лесков

Как много бы лишились дети в жизни, если бы не было книги!

Научив их удивляться, она заставляет искать это удивительное в обыкновенном, усиливает ребячье восприятие всего прекрасного в людях и на земле, озаряет душу радостным вдохновением.

Поведав о человеческой судьбе, она сам формирует новые человеческие характеры, указывает пути правильной и честной жизни, оберегает от бед и ошибок.

Поэтому необходимо еще с дошкольного возраста приучать ребенка книге, к процессу чтения и обдумывания её, не считать этот процесс архаичным и не нужным в жизни современного человека.

Воспламенив читателя мечтой, она тем самым уменьшает бесконечную армию мечтателей, вдохновляет их на новый поиск, на новые открытия.

 

21 января 2018 в 20:53

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.