сайт воспитателя Абдуловой Джюме

Доклад «Развитие коммуникативной компетенции у детей старшего дошкольного возраста в ходе игровой деятельности»

В последнее время педагоги и родители всё чаще с тревогой отмечают, что многие дошкольники испытывают серьёзные трудности в общении со сверстниками. Это, как правило, выражается в неумении находить подход к партнёру по общению, поддерживать и развивать установленный контакт, согласовывать свои действия в процессе любой деятельности, адекватно реагировать и выражать свою симпатию к конкретному ребёнку. Отмечаются сложности в умении сопереживать в печали и радоваться успеху другого человека.

Успешность ребенка в общении со сверстниками и взрослыми - важный фактор его социализации, который оказывает влияние на развитие личности, на успешность обучения и на психологическое здоровье в целом.

Самостоятельно постичь суть окружающего мира - задача, непосильная для ребенка. Первые шаги в его развитии навыков общения и коммуникативной компетентности совершаются при помощи взрослого.

Что такое коммуникативная компетентность? По определению Петровской Л. А., социального психолога, коммуникативная компетентность – этосовокупность навыков и умений, необходимых для эффективного общения.

Емельянов Ю. Н. (российский психолог, спец. в обл. социальной психологии и культурантропологии) рассматривает это понятие как ситуативную адаптивность и свободное владение вербальными и невербальными (речевыми и неречевыми) средствами социального поведения.

Показателем коммуникативной компетентности является способность ребенка строить свое языковое общение с другими людьми, учитывая речевые каноны фонетики, семантики, грамматики, а в неречевых языковых формах - общечеловеческие способы выразительного поведения.

Коммуникативную компетентность  дошкольника мы понимаем как коммуникативные навыки, позволяющие человеку эффективно взаимодействовать с другими людьми, выполнять нормы и правила жизни в обществе. Термин «компетенция» (в переводе с латинского «соответствие», «соразмерность») означает круг вопросов, в которых данное компетентное лицо обладает знаниями, опытом.

Актуальность данной темы вызвана следующими факторами.

У детей наблюдается:

- низкий уровень развития коммуникативных навыков, замкнутость, застенчивость;

- несформированность вербальных средств коммуникации;

- ситуативно-деловая форма общения;

- недостаточно развитое дружеское отношение к сверстникам, уважительное отношение к старшим ;

- несформированность навыков ведения диалога, умения задавать вопросы, отвечать на них полными ответами;

- затруднена развёрнутая связная речь.

Коммуникативная компетентность, согласно психолого-педагогическим исследованиям, включает следующие компоненты:

1) эмоциональный (чувствительность к другому);

2) когнитивный (познание другого);

3) поведенческий (способность к сотрудничеству)

В процессе воспитания коммуникативной компетентности у воспитанников формируется:

· умение вести диалог, беседу;

· развивается готовность сочувствовать,

· сопереживать людям, животным, растениям, которые нас окружают;

· независимость и умение сохранять уверенность в себе, несмотря на временные трудности и неудачи.

· элементы этой компетентности проявляются при оценке ребенком своих работ и работ других детей: в умении достойно принимать критику в свой адрес и высказывать критику в адрес других детей с позитивных позиций.

В качестве одного из средств формирования коммуникативной компетентности выступает сюжетно-ролевая игра. Игра является основной деятельностью ребенка дошкольного возраста. Для детей игровая деятельность сохраняет свое значение как необходимое условие развития интеллекта, психических процессов, личности в целом. Наиболее близкое и понятное для дошкольника – игра, сказка, игрушка. Посредством этого ребенок познает окружающую действительность, выстраивает для себя модель жизни.

Коммуникативные навыки развиваются в повседневной деятельности, а так же с помощью различных видов игр: дидактических, подвижных, сюжетно-ролевых.

Для детей подготовительной к школе группы характерно содержательное общение с воспитателем по инициативе ребенка. Дети охотно общаются с педагогом, делясь своими переживаниями, новостями, задают вопросы познавательного характера, вовлекают в свои игры и в процессе игры ведут с ним диалог — ролевой и по поводу игры. Дошкольники делятся с воспитателем своими впечатлениями о летнем отдыхе, о событиях дома, об увиденном, прочитанном, о своих игрушках и т.п.

У детей младшего школьного возраста пользуются популярностью игры с предметами, настольно-печатные игры и словесные игры.

 В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходства и различие предметов.

 Настольно-печатные игры Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино (пример, «Подбери по ассоциации», «Назови животных» и др.). Дети самостоятельно организовывают игры, приглашают сверстников, объясняют правила, следят за выполнением действий. Они доброжелательно относятся к партнерам даже в тех случаях, когда кто-то из них ошибается.

Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, так как в этих играх требуется использовать приобретенные ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах; самостоятельно решают разные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя их характерные признаки; находят признаки сходства и различия.

Возникают игры с мячом типа «Съедобное — не съедобное». Дети импровизируют, называя слова из разных тематических групп (овощи, фрукты, транспорт, одежда, рыбы, змеи и т.п.). В игре могут участвовать одновременно несколько игроков, бросая друг другу несколько мячей. Игровые действия сопровождаются смехом, радостными вокализациями, речевыми высказываниями.

Дети сопровождают речью и самостоятельную изобразительную деятельность. Как правило, за столом располагаются одновременно три-четыре ребенка. Каждый рисует свое и комментирует изображение, обращаясь к партнеру-сверстнику. В процессе рисования возникает непринужденная беседа.

Некоторые дети, перемещаясь, могут прогуливаться по группе парами, тройками, ведут диалоги, развивая сюжет в воображаемом плане.

У детей пользуются успехом игры с персонажами кукольного театра по сюжетам знакомых сказок. Разыгрываются импровизированные диалоги. Мотив театрализованной деятельности может включаться в традиционные сюжетно-ролевые игры («Семья», «Детский сад»).

Часто дети разыгрывают бытовые темы («Дочки-матери, «Поликлиника», «Магазин» «Перекресток»» и др.). Они легко воспроизводят профессиональную деятельность взрослых, копируют их поведение, характер взаимоотношений. Дети свободно ведут диалог друг с другом (ролевой и по поводу игры).

Поводом к общению могут стать новые книги, энциклопедии, журналы, которые приносят взрослые — родители, воспитатели, сами дети. Энциклопедия объединяет коллектив единомышленников. Возникает коллективное обсуждение самых разнообразных тем. И это обсуждение происходит как полностью самостоятельная нерегламентированная деятельность. Не обращаясь к взрослому, дети сами устанавливают порядок рассматривания иллюстраций и ведения диалога. Формируется культура дискуссии, умение выслушивать сверстника, говорить по существу, уважать право партнера на собственное мнение, на то, чтобы быть услышанным и понятым.

Такая культура ведения содержательной беседы возникает не на пустом месте. Дети приобретают опыт совместного рассматривания иллюстраций в более раннем возрасте, когда содержание картинок задается целью отработки правильного звукопроизношения, усвоения лексических групп и другими дидактическими задачами, т.е. при самостоятельной работе с развивающими дидактическими материалами.

Соревновательная тематика также находит отражение в самостоятельной деятельности детей. Между детьми возникают разговоры по поводу игры-соревнования. Идет обсуждение вопроса, кто выиграл и почему? Возникает спор между сверстниками, в котором, по мысли Л.С. Выготского, происходит становление продуктивного мышления детей.

 

Использование в работе различных методов и приёмов в игровой деятельности помогут сформировать у дошкольников не только правильную речь, но и способствуют развитию коммуникативно-речевых умений. Также положительным результатом считаются снятие эмоционального напряжения при общении, уверенность детей в себе, активность в жизни группы.

 

 

 

Игры и упражнения, направленные на развитие коммуникативных способностей.

 

Используя такую форму работы с детьми как "Утро радостных встреч" предлагаем игру "Давайте поздороваемся". Существуют разные способы приветствий. Участники игры могут выдумать собственный способ приветствия, используя невербальные средства коммуникации и поздороваться с соседом (прикоснуться спиной, плечом, носом ...). Эта игра развивает воображение, создаёт непринуждённую обстановку.

Упражнение "Ласковое имя", дети ласково называют друг друга по имени.

Игра "Вежливые слова" помогает развить уважение в общении, привычку пользоваться вежливыми словами. Игра проводится с мячом в кругу. Дети бросают друг другу мяч, называя вежливые слова. Назвать только слова приветствия (Здравствуйте, добрый день, привет, мы рады вас видеть, рады встречи с вами); благодарности (спасибо, благодарю, пожалуйста, сожалею); прощания (до свидания, до встречи, спокойной ночи).

Игра "Прогулка с завязанными глазами" помогает испытывать положительные чувства друг к другу, способствует доверию и формируют ответственность за другого человека. Дети по желанию, разбиваются на пары - ведомого с завязанными глазами и ведущего. Ведущий берёт ведомого за руку и объясняет, где они сейчас движутся, что их ожидает, и как избежать падения. Затем дети могут поменяться местами. В конце упражнения обсудите чувства детей во время игры, в какой роли им понравилось быть больше всего.

Игра "Клубочек" поможет "изолированным" детям влиться в коллектив. У меня в руках клубочек. Он поможет нам жить дружно. Будем бросать клубочек друг другу, и задавать интересующие нас вопросы, при этом обматываем нитку вокруг пальца.

-Как тебя зовут?

-Хочешь со мной общаться?

-Чего ты боишься?

Эти нити связывают нас. На что похожа фигура?

 Игра "Сороконожка", которая учит детей взаимодействию со сверстниками, способствует сплочению детского коллектива. Дети встают друг за другом на корточки, а руки кладут на плечи соседа, начинают двигаться вперёд. Сначала медленно, а затем быстрее. Можно усложнять движения "сороконожки" (присесть, попрыгать и др.), главное оставаться целостной.

"Поменяйтесь местами те, кто...". Ведущий громко говорит "Поменяйтесь местами те, кто умеет водить машину (умеет плавать, считает себя умным, делает по утрам зарядку, любит читать фантастику, больше трех раз смотрел фильм "Служебный роман", пишет стихи, умеет играть на гитаре, серьезно занимается спортом и многое другое)". Преимущество данного варианта, в сравнении с вышеприведенными, состоит в том, что, во-первых, в данной игре невозможно предугадать то, сколько человек в той или иной ситуации пожелает поменять место (ведь невозможно заранее предсказать, сколько человек (и кто) считают себя умными людьми), что делает игру более напряженной и интересной, а, во-вторых, участники игры или наблюдающие за ней, могут узнать друг о друге много интересного.

Подвижные игры для развития коммуникативных навыков типа: "ниточка - иголочка", "Хвост дракона" помогут детям почувствовать друг друга, развить эмпатию.

Упражнение "Рисуем всей группой" научит детей договариваться, уважать чужую работу, познавать пространство. Дети рисуют на одном листе бумаги одновременно и каждому даётся один фломастер, но для того чтобы сделать свои рисунки разноцветными, нужно обмениваться фломастерами друг с другом (в вежливой форме). Взрослый наблюдает за процессом и в случае возникновения конфликтных ситуаций предлагает варианты их решения.

Игра "Пирамида любви" воспитывает уважительное, заботливое отношение к людям, умение выражать позитивные эмоции, развивает навыки взаимодействия. Дети сидят в кругу. Воспитатель говорит: "Каждый из нас что-то или кто-то любит, но все мы по-разному выражаем свою любовь. Я люблю свою семью, детей, свой город и т. д. Расскажите и вы, кого и что любите. А сейчас давайте построим "пирамиду любви" из наших с вами рук. Я назову что-то любимое и положу свою руку, а затем каждый из вас будет называть то, что он любит, и класть поверх моей руки свою. Вы чувствуете тепло рук? Вам приятно? Какая высокая пирамида у нас получилась, а всё потому, что мы умеем любить и быть любимы.

Спасибо за внимание!

 

 

 

 

 

 

3 января 2018 в 20:33

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.